• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Акулова Е. А.: Фонвизин в школе
    Последние годы жизни и творчества Фонвизина

    Последние годы жизни и творчества Фонвизина

    Все, что было создано Фонвизиным в последние годы жизни, носило на себе печать политической сатиры. Мы напомним учителю о главных произведениях драматурга, а на уроке можно кратко рассказать ученикам лишь об «Опыте Российского сословника» и «Всеобщей придворной грамматике».

    В журнале «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784 гг.), издававшемся Академией Наук, были напечатаны сатирические произведения драматурга: «Опыт Российского сословника» и «Вопросы сочинителю «Былей и небылиц». По форме «Опыт Российского сословника» представляет словарь синонимов. Правда, расположены эти синонимы не в алфавитном порядке, и «Сословник» не претендует на полное воспроизведение количественного богатства слов в русском языке.

    Фонвизин отбирает из лексического состава национального языка лишь некоторые слова, близкие по смыслу, указывает их значение и иллюстрирует рядом примеров. Отбор слов писателем и их объяснение определены ярко выраженной сатирической целью. Например, при объяснении слов «низкий» и «подлый» Фонвизин пишет: «Слово низкость принадлежит к состоянию, а подлость к поведению». Затем автор добавляет: «Презрение знатного подлеца к добрым людям низкого состояния есть зрелище, уничтожающее человечество».

    Чтобы показать смысловые оттенки слов «запамятовать, забыть, предать забвению», сатирик создает такой контекст: «Можно запамятовать имя судьи, который грабит; но трудно забыть, что он грабитель, и само правосудие обязано преступление его не предавать забвению». «Сословник» идейно и стилистически связан с комедиями «Бригадир» и «Недоросль».

    «Вопросы» Фонвизина и ответы на них Екатерины II также служат доказательством борьбы передовых русских людей 80-х гг. с официальной политикой «философа на троне». В восемнадцатом вопросе Фонвизина ясно чувствуется намек на характер правления Екатерины II. «Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются?» (Достаточно вспомнить судьбу Комиссии и сатирических журналов. Е. А.) Автор «Былей и небылиц» уклончиво отвечал общей фразой: «По той же причине, по которой человек старается».

    Политически жгучим является и второй вопрос Фонвизина: «Отчего много добрых людей видим в отставке?» (Общеизвестно было, что лица, неугодные императрице, часто уходили в отставку против своего желания.) Екатерина II в прежней манере писала: «Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке».

    Резкое отрицательное отношение к фаворитизму заставило писателя поставить свой четырнадцатый вопрос; «Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять всеобщим правилом: удостоиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством?», а монархиня, делая вид, что не поняла намека, писала: «Для того, что везде, во всякой земле и во всякое время, род человеческий совершенным не родится».

    Но в некоторых ответах Екатерина II уже не стремилась скрыть свое недовольство, так на десятый вопрос «Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?» отвечала: «Оттого, что сие не есть дело всякого». Императрица очень резко выразила свою неприязнь к тем, кто пытался вмешиваться в законодательство. Эта враждебность находит свое полное выражение в ответе на вопрос четырнадцатый бис. Фонвизин спрашивал: «Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют и весьма большие?» и получил ответ: «... Сей вопрос родился от свободоязычия». Политическая позиция высочайшего корреспондента «Собеседника любителей российского слова» обнаружилась в этом ответе достаточно явно; ясней была идейная позиция и автора «Вопросов»: Фонвизин зло издевался над показным либерализмом Екатерины II, над фаворитизмом, царящим при ее дворе.

    в Риме он серьезно заболел и лишь через год драматург вернулся на родину. В Москве в 1785 г. был разбит параличем. Лечение, пребывание на курортах принесли ему некоторое улучшение; и он вновь готов был приняться за литературные труды, решив издать сатирический журнал под названием «Друг честных людей, или Стародум». Заглавие журнала указывало на его связь с идейной позицией Стародума, главного героя «Недоросля». Фонвизин написал ряд сатирических произведений в форме писем для своего журнала. Жанр писем был широко представлен в сатирической журналистике того времени; можно напомнить ученикам о «Письмах к Фалалею», напечатанных в «Живописце» Новикова. В письме Тараса Скотинина к его сестре, госпоже Простаковой, по-прежнему карается Фонвизиным невежество и жестокость крепостников.

    Взяточничество, продажность чиновников осмеяны сатириком в драматической сценке «Разговор у княгини Халдиной» и в «Письме, найденном по блаженной кончине надворного советника Взяткина, к покойному его превосходительству». В этом письме сатира Фонвизина направлена не только на мелких, чиновников, но и на важных сановников, которые с помощью «слепого случая» получают чины, а затем начинают покровительствовать Взяткиным. В середине 80-х гг. Фонвизин пишет «Всеобщую придворную грамматику», обнаруживая прежнюю силу своего таланта сатирика. Он пародийно использовал форму учебника. Научные грамматические термины: «род», «число», «падеж», «гласные», «спряжение» и др. позволили Фонвизину сатирически воссоздать обстановку дворцовой жизни. Например, термин «придворный падеж» во «Всеобщей придворной грамматике» получил такое объяснение: «Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости».

    В качестве примеров «двухсложных» слов во «Всеобщей придворной грамматике» приведены слова: «силен», «случай», «упал». Выбор их также не был произвольным. В них верно отражена сущность фаворитизма: случайное возвышение человека и быстрая потеря им высокого положения; на вопрос: «что есть число?» «Всеобщая придворная грамматика» отвечала: «Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно».

    Писатель упорно продолжал бороться с Екатериной II и ее окружением, и, понятно, почему издание его произведений не было разрешено.

    писателями сурово расправлялась Екатерина II. Она прекратила издание сатирического журнала Крылова «Почта духов», сослала в далекую ссылку Радищева, заточила в крепость Новикова. Все это, конечно, было хорошо известно Фонвизину. Запрещение печататься, болезнь вызвали в нем рост религиозных настроений, которые частично отразились в его мемуарном произведении «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Жизненный и творческий путь писателя закончился 1 декабря 1792 г.