• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Акулова Е. А.: Фонвизин в школе
    Самостоятельная работа учеников в связи с изучением творчества Фонвизина

    Самостоятельная работа учеников в связи с изучением творчества Фонвизина

    При изучении творчества Фонвизина в школе учителю придется обращаться к таким приемам работы, как лекция, беседа, небольшие ученические сообщения на уроке, подготовленные ими самостоятельно дома, но, кроме этого, потребуется подготовка учащихся к сочинению и к выступлению с докладом во внеклассных условиях.

    Сочинения учащихся являются важной частью всей воспитательно-образовательной школьной работы. Тема для сочинения должна ставиться так, чтобы ученик, освещая ее, углублял свое понимание общественно-политической литературы, развивал навыки оценивать произведение, не нарушая законов историчности, учился отмечать не только те специфические особенности, которые присущи литературе, как виду искусства, но умел бы охарактеризовать и индивидуальную стилистическую манеру изучаемого писателя.

    Если мы будем изучать творчество писателя в неразрывной связи с общественно-политической борьбой той эпохи, в которую оно было создано; если мы будем изучать произведение в единстве содержания и формы; если в процессе изучения литературы в классе будет в достаточной степени уделено внимание учителя развитию навыков самостоятельной работы школьников, то, надо полагать, что ученики справятся с поставленной задачей.

    Письменная работа о Фонвизине — одно из первых сочинений учеников VIII класса на историко-литературную тему. Это обстоятельство заставляет учителя глубоко продумать систему обучения писать сочинения и тщательно организовать всю работу учащихся. Обычно в средней школе после окончания анализа творчества того или иного писателя, ученикам предлагается несколько тем для сочинений. Нам кажется, что при работе над творчеством Фонвизина — одной из первых сложных тем, изучаемых обычно в начале учебного года — следует отказаться от рекомендации многих тем.

    Целесообразнее остановить внимание учащихся на одной теме и провести тщательную подготовку к будущему сочинению. Чтение комедии учениками, активное их участие в ее анализе, правильное осмысление темы будущей письменной работы, составление ее плана, отбор и накопление материала — все это поможет ученикам написать сочинение.

    В связи с изучением творчества Фонвизина в VIII классе мы рекомендуем такие темы: «Идейно-художественное значение образа Митрофана в комедии «Недоросль», «Сатирическое изображение помещиков в комедии «Недоросль». Такие виды тем, как индивидуальная характеристика персонажа или групповая характеристика героев того или иного произведения, нередко предлагаются ученикам, но нечеткая формулировка темы «Образ Митрофанушки», «Семья Простаковых», «Семья Лариных» и т. п. иногда определяет неправильный путь работы школьников.

    Ученики добросовестно передают описания бытовых условий, в которых живут герои произведения, указывают взаимоотношения их, но авторами письменных работ не учитывается идейная роль данного персонажа или группы персонажей во всем произведении, не раскрывается художественная сущность анализируемого образа или образов, формулировка тем, данная нами, помогает ученику избежать типичных недостатков.

    Урок, посвященный анализу образа Митрофана можно рассматривать как подготовку к самостоятельной работе школьников над сочинением на тему «Идейно-художественное значение образа Митрофана в комедии «Недоросль». Готовясь к уроку, ученики одновременно с этим отбирают и накапливают необходимый материал для письменной работы. Во время классной беседы школьникам становится доступной и понятной формулировка темы, а план урока, данный учителем, может быть положен ими в основу своего сочинения. Пусть на этот раз доля самостоятельности учащихся будет невелика, но зато для них будет ясно, что прежде чем начать писать сочинение, необходимо провести большую предварительную работу.

    Подготовка учащихся к сочинению может быть проведена и на нескольких уроках при изучении произведения. Предположим, что учитель предложил тему для сочинения «Сатирическое изображение помещиков в комедии Фонвизина «Недоросль» и решил показать восьмиклассникам, как надо готовиться к самостоятельной письменной работе. Тема может быть объявлена ученикам на первом уроке, посвященном изучению творчества Фонвизина. Не следует опасаться того, что при таком методе работы часть изучаемого материала может остаться вне круга внимания учащихся. Характер самой темы исключает эту опасность, так как она в той или иной степени будет раскрываться на каждом уроке.

    Ученикам предлагается иметь под рукой тетрадь, в которую они и записывают тему будущего сочинения. Учитель указывает, что для правильного ее освещения необходимо иметь знания об эпохе, в которую была создана комедия, и правильно понимать ее идейно-художественное содержание. Когда после лекции учителя школьникам станет ясно, что в эпоху Фонвизина главным общественно-политическим вопросом был вопрос о крепостном праве, то сам собой будет напрашиваться вывод, что об этом необходимо указать и в будущем сочинении на данную тему.

    С помощью учителя составляется план первой части сочинения:

    1. Тяжелое положение крепостных крестьян и их борьба против помещиков в царствование Екатерины II.

    2. Осуждение прогрессивными писателями крепостного рабства.

    После этого урока в качестве домашнего задания ученикам предлагается очень кратно записать то, что требуется планом. Изучение «Недоросля» занимает несколько уроков, их тематика и последовательность скажутся и на содержании создаваемого в классе плана сочинения; он постепенно пополнится такими добавлениями:

    3. Изображение Фонвизиным в «Недоросле» жестокости и произвола помещиков в их отношениях с крестьянами.

    4. Осмеяние драматургом жадности и стяжательства помещиков.

    5. Сатирическая зарисовка писателем семейных отношений крепостников.

    6. Обличение автором комедии низкого культурного уровня Простаковых-Скотининых.

    7. Приемы сатиры Фонвизина: «Говорящие» имена и фамилии героев, особенности их речи, самохарактеристики персонажей, сцены драк и др.

    8. Осуждение крепостников положительными героями комедии.

    В ходе работы над комедией, учащиеся подбирают цитатный материал, участвуют в классной беседе, делают соответствующие записи и, наконец, используя результаты своей предварительной работы, пишут сочинение.

    Изучение литературы, начатое в классе, обычно продолжается во внеклассной работе. Планы литературных кружков, тематика читательских конференций могут отразить наш повышенный интерес к творчеству писателей-сатириков, к изучению их художественного мастерства. Гоголь, Салтыков-Щедрин, сатирические произведения Горького, Маяковского, сатира современных нам советских писателей — вот темы, к которым можно привлечь внимание школьников. Среди названных имен мы по праву ставим и имя Фонвизина. Над темой «Фонвизин-сатирик» может работать и ученик VIII класса и десятиклассник.

    Доклад ученика в какой-то степени будет подводить итог всей классной работы по изучению творчества автора «Недоросля», но сама постановка темы, включенной в план литературного кружка или читательской конференции, подсказывается уже не школьной программой, а самой жизнью. От темы веет свежестью, и доклад вызовет интерес у тех учащихся, кто заинтересуется проблемой сатиры. С помощью учителя намечается примерно такой план ученического доклада:

    2. Обличение Фонвизиным крепостничества, фаворитизма, взяточничества, мотовства, невежества и галломании дворян.

    3. Жанры произведений Фонвизина-сатирика: басня, послание, комедия, письмо, пародия на учебник и др.

    4. Приемы фонвизинской сатиры: имя героя, усиление отрицательных черт характера, изображение низменных интересов героев, сближение персонажей с животными, создание комических мизансцен и т. п.

    церковнославянизмов, публицистических элементов речи, иностранных слов; использование слова в прямом и переносном значении, афористичность реплик.

    7. Общественно-политическая роль сатиры Фонвизина.

    8. Русские писатели и критики о творчестве Фонвизина-сатирика.

    9. Значение творческих традиций Фонвизина для развития русской литературы.

    Ученикам, проявившим особенно глубокий интерес к литературе, в качестве индивидуального задания, можно предложить познакомиться с журналом Фонвизина «Друг честных людей, или Стародум». Дать анализ всех произведений, предназначенных сатириком для своего журнала, в одном докладе ученика, конечно, невозможно, поэтому необходим их отбор. Можно рекомендовать такую тему: «Сатирическое значение писем Тараса Скотинина, надворного советника Взяткина и его превосходительства».

    Задачи доклада определяют его план и содержание.

    1. Общественно-политическая роль прогрессивных сатирических журналов 70—80-х годов.

    2. Идейно-художественная связь творчества Фонвизина с передовой сатирической журналистикой.

    3. Обличение крепостного права, невежества помещиков и взяточничества чиновников в письмах Скотинина, Взяткина и его превосходительства.

    5. Общественно-политическое и историко-литературное значение писем Скотинина, Взяткина и его превосходительства.

    Первая и заключительная части доклада ученика в значительной степени подготовлены в процессе класного изучения литературы, и школьник может использовать свои знания по данным вопросам; анализ писем требует дополнительной самостоятельной работы. Докладчик, напомнив слушателям об идейном значении образа Скотинина по комедии «Недоросль», укажет, что в письме этот персонаж еще более сатирически заостряется и углубляется автором. Если в «Недоросле» помещик постоянно говорил о своей любви к свиньям, то в письме к Простаковой он выражал свое беспредельное горе по поводу кончины самой дорогой для него свиньи. Если в «Недоросле» слова «поросята», «чушка» переосмыслялись Тарасом Скотининым и служили лишь средством характеристики человека, то в своем письме братец Простаковой стремится показать превосходство свиньи над человеком. Из «почтения» к матушке, назвав свою свинью Аксиньей, именем матери, Скотинин выразил всю уродливость своей сыновней любви. «Дражайшая Аксинья» стала для помещика дороже всего на свете и явилась мерилом моральной ценности окружающих Скотинина людей. «Я между женщинами многих Аксиний знаю, но моя жила их целомудреннее», — писал он сестре.

    Из «Недоросля» известно, что Скотинин всякий убыток, причиненный ему соседями, «сдирал» со своих же крестьян и никогда ни на кото не «бил челом». Письмо красноречиво говорит о новом проявлении жестокости и произвола крепостника. Скотинин собирается выместить на неповинных крестьянах не досаду, а свое безутешное горе: «Лишась моей Аксиньи, не буду знать ни пощады, ни жалости», — пишет он сестре; Фонвизин заставляет крепостника указать, что «исправление нравов крестьян» будет производиться с помощью «березы». Скотинин предвкушает удовольствия от предстоящей порки крепостных, он просит сестру, чтобы она присылала ему тех холопов, которые должны быть наказаны, и заверяет Простакову: «... а я на свою руку охулки не положу и всегда рад тебе доказать, что я твой достойный брат...»

    В письме Взяткина обличается преступная деятельность и чиновников. Если в комедии «Бригадир» звучали лишь мотивы взяточничества, воровства чиновников, то в письмах Взяткина и его превосходительства смело нарисована яркая картина произвола в бюрократическом аппарате: торговля доходными местами, подделка документов, хищение. Резкому осуждению подвергнуты законы и указы. Митюшка, сын Взяткина «... сочинил совсем нового рода сводное уложение, приискав на каждое дело по два указа, из коих по одному отдать, а по другому отнять ту же самую вещь неоспоримо повелевается». В письмах Взяткина приводятся точные указания о денежной сумме, которой оценивается услуга крупного чиновника более мелкому. Асессор Воров, желая получить место подальше от столицы, согласен заплатить «знатному судье» за протекцию сразу же 500 руб. и затем ежегодно высылать покровителю до самой его смерти по 1000 руб.

    «отпереться» и признался в своем преступлении. Письма написаны Фонвизиным с большим мастерством, уже в характере обращений звучит издевка над чинопочитанием. Взяткин подобострастно обращается к своему покровителю: «Милостивый государь и второй отец»; ответ его превосходительства мелкому чиновнику также сохраняет традиционную форму обращения: «Мой государь, Артамон Васильевич», но уже утрачивает элементы эмоциональности.

    Письма Взяткина и его благодетеля отличаются лексическим богатством: мы встречаем разговорную лексику «Митюшка», «ребячество», широко представлены элементы книжной речи, устойчивые штампы канцелярского языка. Взяткин охотно насыщает свою речь церковнославянизмами «благодать», «издревле», «к стопам повергаюсь» и др. «Инструкция», «реестр», «документ», «челобитная», «тяжебное дело», «всеуниженнейшая просьба» — все эти и им подобные слова пестрят в письмах чиновников.

    Фонвизин с большим искусством наполняет слово и фразеологические сочетания сатирической солью. В письме к важному чиновнику Взяткин просит «перетащить» его из Москвы в Петербург, повысить в чине, Взяткин шлет и сторублевую ассигнацию «на первый случай» и пишет «... всяко даяние и всяк дар совершенен». Заискивающий, подобострастный тон письма Взяткина еще более выигрывает от употребления им церковнославянизмов, которые Фонвизин отбирает и включает в его речь. «Теперь-то пришло время благополучия нашего; истцы и ответчики, правые и виноватые, богатые и убозии, все в руце Вашего Превосходительства».

    Судейская терминология пронизывается сатирой. Взяткин чистосердечно пишет: «... буде челобитчик и ответчик ищут своей пользы в законах, то для чего же судье своей пользы не искать в законах?» Его превосходительство употребляет вульгаризмы «оплеуха», «рожа» и появление их в его речи мотивировано желанием крупного чиновника рассказать о том, как он «будучи в малыше чинах», творя беззакония над челобитчиками, часто получал от них пощечины.

    В письмах судьи и советника представлены элементы чиновничьего жаргона. Отбор их ясно говорит о сатирическом замысле Фонвизина. На жаргоне чиновников слово «рубль» стало обозначать слово «документ». Чем больше таких «документов» будет представлено судье, тем успешнее будет разрешен конфликт в пользу того лица, которое позаботилось прислать эти «документы». Его превосходительство пишет Взяткину: «... обещаемые пятьсот документов мне не послужат нимало к убеждению секретаря. Для него потребна по крайней мере новая сотня документов».

    «... пока я боярин, он, Воров, и вся его родня будет вести житье благоденственное» или еще пример: «пока я боярин, до тех пор для всех Бедняковых Петербург будет тюрьма».

    Отметив идейно-художественное своеобразие писем, их обличительную направленность, ученик сделает вывод о социальном значении сатиры Фонвизина и укажет на ее ограниченность, которая выражалась в том, что драматург не посягал на самый принцип самодержавия, которое и являлось причиной всех общественных пороков.

    Изучение творчества Фонвизина в школе позволяет учителю пробудить интерес учащихся к театру. Чтение «Недоросля» в лицах, проведенное во внеклассных условиях, уже обнаруживает перед школьниками самые существенные особенности драматического произведения, и порождает у восьмиклассников желание поставить комедию на сцене. Подготовка к спектаклю является интересной и увлекательной внеклассной работой. Можно рекомендовать для сценического воплощения отдельные явления комедии, например, явление I, II, III первого действия, явления IV, VI второго действия, явления III, VII третьего действия, явление VII четвертого действия, явления II, III, IV пятого действия.

    Если есть возможность показать ученикам «Недоросль» в профессиональном театре, то это необходимо сделать. Просмотр спектакля учениками является очень важным заключительным этапом в процессе изучения драматического произведения. После посещения театра было бы интересно провести в школе «конференцию зрителей», на которой могли бы выступить и артисты театра и ученики с небольшими докладами на темы: «Мои впечатления от просмотра в театре комедии Фонвизина «Недоросль», «Роль Простаковой в исполнении артистки N», «Роль Митрофана в исполнении артиста N», «Как театр показал сатирическую направленность комедии Фонвизина «Недоросль»?

    Первая тема рассчитана на ученика, еще недостаточно подготовленного к оценке спектакля; от докладчика требуется лишь суммирование своих впечатлений. Вторая тема несколько сложнее: она заставляет школьника приближаться к пониманию роли театра в раскрытии идейного содержания того или иного образа комедии. Маяковский утверждал:


    а увеличивающее стекло.

    Это положение советской эстетики должно стать основой доклада ученика, который отметит, как актер пользовался многообразными средствами искусства для того, чтобы раскрыть идею образа: пусть автор доклада даст хотя бы описание портрета сценического образа и укажет, как и в каких сценах артист выразил главные черты создаваемого им характера. Третья тема обязывает школьника к целенаправленному изучению всего спектакля: ученик должен сказать, как грим, костюмы помогли создать внешний облик сатирического персонажа, как театр воссоздал бытовую обстановку, в которой действовали герои комедии, какие вещи появились на сцене и как они, обыгрываемые актером, усиливали сатиру, какие мизансцены (мизансцены — расположение актеров на сцене во время исполнения пьесы) были наиболее сатирически заострены, как звучали со сцены уже знакомые ученикам идейно весомые реплики героев, когда раздавался смех в зрительном зале и чем этот смех вызывался.

    внимание уделяется повторению. К этому времени ученики освоили большой фактический материал, в какой-то степени поняли общие закономерности историко-литературного процесса, и с этих новых позиций они вновь могут обратиться к творчеству Фонвизина. Для десятиклассников может быть рекомендована тема для сочинения или устного доклада: «Изображение жизни крепостного крестьянства в творчестве писателей XVIII в.» Ясно, что учащиеся должны обратить свое внимание на творчество Фонвизина и Радищева. Школьники, развивая тему, осветят различия в разрешении писателями поставленных проблем и объяснят указанные своеобразия, учитывая политические и творческие позиции этих художников слова XVIII века.

    Повторением в X классе и заканчивается изучение творчества Фонвизина в курсе средней школы.