• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1762"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина
    Входимость: 9. Размер: 100кб.
    2. Макогоненко Г.П.: История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства
    Входимость: 8. Размер: 96кб.
    3. Стенник Ю.: Сатиры смелой властелин
    Входимость: 7. Размер: 48кб.
    4. Ключевской В.О.: Недоросль Фонвизина
    Входимость: 6. Размер: 85кб.
    5. Челобитная Д. И. Фонвизина - Императрице Екатерине II, 1762 год
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    6. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Жизнь и творчество Фонвизина до 80-х годов
    Входимость: 3. Размер: 41кб.
    7. Письма из первого заграничного путешествия (1762—1763). К М. И. Воронцову
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    8. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    9. Повествование мнимого глухого и немого
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    10. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Вступление к изучению творчества Фонвизина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    11. Письма из первого заграничного путешествия (1762—1763). К А. М. Голицыну
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    12. Письма и дневники
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    13. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 1.
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    14. Письма родных к Фалалею
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    15. Недоросль. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    16. Публицистика
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    17. Торг семи муз
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    18. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 7.
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    19. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 22.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    20. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    21. Письма из Петербурга и Москвы (1763—1774). К П. И. Панину
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    22. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 17.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    23. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 15.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    24. Бороздин А.: Д. И. Фонвизин - краткая справка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    25. Письма дяди к племяннику
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    26. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    27. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 11.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    28. Предисловие к переводу романа Терассона "Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    29. Прошение Д И. Фонвизина - Императрице Екатерине II, 7 марта 1782 года
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    30. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 9.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    31. Лисица-Кознодей
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина
    Входимость: 9. Размер: 100кб.
    Часть текста: пор не собраны и не изданы все оригинальные и переводные сочинения Фонвизина. Тем самым не выяснен до конца воинствующе-просветительский характер его художественных произведений, их место в общественной жизни России в канун появления радищевской революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Пушкин первый указал, что Фонвизин не только «сатиры спелой властелин», но и «друг свободы». Оценка эта относится к 1823 году. Поэт в то время находился в ссылке на юге. Ненавистник рабства, он ждал революции, отлично понимая, что «политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян». Для Пушкина понятия просвещение и свобода — равнозначны. Только благодаря просвещению может быть достигнута свобода. И освобождение будет осуществлено просвещенными дворянами при «единодушии» всех сословий, которые «соединятся» «в желании лучшего» «противу общего зла». Пушкин записал эти мысли в 1822 году в «Заметках по русской истории XVIII века». Тогда же ему открылась благородная и беззаветная деятельность русских писателей-просветителей XVIII столетия. В яростной схватке с екатерининским правлением мужественно погибли Новиков, «рассеявший первые лучи просвещения», Радищев — «рабства враг», Фонвизин — «друг свободы». Их сочинения — художественные и политические, печатные и рукописные — использовались современными деятелями. Пушкин неоднократно призывал участников декабристского движения помнить о своих предшественниках, — помнить, чтобы чувствовать опору и черпать силу в живой, давно уже начатой борьбе за свободу отечества. Решительно встав на позиции просветительства уже в 60-е годы, Фонвизин все свое дарование художника подчинил служению великой цели. Идеология просвещения подняла его на гребень неукротимо возникавшего русского освободительного движения. Передовая идеология определила его эстетические искания, его художественные достижения, его решительное сближение литературы с действительностью. Пушкинская оценка удивительно...
    2. Макогоненко Г.П.: История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства
    Входимость: 8. Размер: 96кб.
    Часть текста: наследства ИСТОРИЯ ИЗДАНИЙ СОЧИНЕНИЙ Д. И. ФОНВИЗИНА И СУДЬБА ЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДСТВА Современники узнали Д. И. Фонвизина прежде всего как плодовитого переводчика. В 1761 году в Москве вышла книга избранных басен Гольберга. На титульном листе было указано: «Перевел Денис Фонвизин». В последующем — в 1765 и 1787 годах — вышли второе и третье дополненное и исправленное издания басен. В 1762 году в университетском журнале «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» были опубликованы 4 перевода молодого писателя: «Господина Менандра изыскание о зеркалах древних», «Торг семи муз», «Рассуждение господина Ротштейна о приращении рисовального художества, с наставлением в начальных основаниях оного», «Господина Ярта рассуждение о действии и существе стихотворства». Под каждой статьей сообщалось: «Перевел Денис Фонвизин». С 1762 года начал выходить роман «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» (часть первая вышла в 1762 году, часть вторая — в 1763, часть третья — в 1764 и часть четвертая — в 1768 году). На титульных листах первых: трех частей указывалось имя переводчика Дениса Фонвизина. В 1766 году публика познакомилась с новым переводом Фонвизина — «Торгующее дворянство, противоположенное дворянству военному, или Два рассуждения о том, служит ли то к благополучию государства, чтобы дворянство вступало в купечество? С прибавлением особливого о том же рассуждения господина Юстия». В 1769 году вышло два перевода Фонвизина, но уже без упоминания имени переводчика — «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» и «Иосиф» в 9-ти песнях, сочинения г. Битобе. В 1762 году Фонвизин перевел, но не издал трагедию Вольтера «Альзира», которая широко распространилась в Петербурге в списках. В 1764 году на сцене придворного театра с успехом шла фонвизинская комедия «Корион» (переделка комедии Грессе «Сидней»)....
    3. Стенник Ю.: Сатиры смелой властелин
    Входимость: 7. Размер: 48кб.
    Часть текста: в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом видел он причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я...
    4. Ключевской В.О.: Недоросль Фонвизина
    Входимость: 6. Размер: 85кб.
    Часть текста: Простаковых, застав свою благонравную племянницу Софью за чтением Фенелонова трактата о воспитании девиц, сказал ей: - Хорошо. Я не знаю твоей книжки; однако читай ее, читай! Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Можно ли применить такое суждение к самому Недорослю? Современному воспитателю или воспитательнице трудно уследить за той струей впечатлений, какую вбирают в себя их воспитанники и воспитанницы, читая эту пьесу. Могут ли они с доверчивостью дяди Стародума сказать этим впечатлительным читателям, увидев у них в руках Недоросля: "хорошо, читайте его, читайте; автор, который устами дяди Стародума высказывает такие прекрасные житейские правила, пером своим нравов развращать не может". Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие. Главная цель всех знаний человеческих - благонравие. Эти сентенции повторяются уже более ста лет со времени первого представления Недоросля и хотя имеют вид нравоучений, заимствованных из детской прописи, однако до сих пор не наскучили, не стали приторными наперекор меткому наблюдению того же Стародума, что "всечасное употребление некоторых прекрасных слов так нас с ними знакомит, что, выговаривая их, человек ничего уже не мыслит, ничего не чувствует". Но, кроме прекрасных мыслей и чувств Стародума, Правдина, Срфьи, поучающих прямо своим простым, всем открытым смыслом, в комедии есть еще живые лица с своими страстями, интригами и пороками, которые ставят их в сложные, запутанные положения. Нравственный смысл этих драматических лиц и положений не декламируется громко на сцене, даже не нашептывается из суфлерской будки, а остается за кулисами скрытым режиссером, направляющим ход драмы, слова и поступки действующих ...
    5. Челобитная Д. И. Фонвизина - Императрице Екатерине II, 1762 год
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    Часть текста: Д. И. Фонвизина - Императрице Екатерине II, 1762 год [ЧЕЛОБИТНАЯ Д. И. ФОНВИЗИНА] Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица Екатерина Алексеевна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая! Бьет челом лейб-гвардии Семеновского полку сержант и императорского Московского университета студент Денис Фон-Визин, а о чем мое прошение следуют пункты: I В прошлом 1754 году написан я в оный полк в солдаты и отпущен для обучения наук в императорский Московский университет, в котором обучался латинскому, французскому и немецкому языкам и разным наукам, и за обучение произведен в полку по порядку до нынешнего моего чина, а в императорском университете студентом, а ныне желаю служить при делах государственной Коллегии иностранных дел, и дабы высочайшим вашего императорского величества указом повелено было сие мое прошение в государственную Коллегию иностранных дел принять и по рассмотрении переводу моего, которого опыт с трех языков при сем прилагаю, по выключении из оных команд, определить меня с милостивым награждением чина к делам оной коллегии, к каким могу быть удостоен прошением. Всемилостивейшая государыня, прошу вашего императорского величества о сем моем прошении милостивое решение учинить 1762 году октября... дня. К поданию надлежит в государственную Коллегию иностранных дел. Прошение писал того ж дому служитель Михаил Шумилов, Денис Фон-Визин руку приложил. Примечания "В прошлом 1754 году написан..." - слово "прошлом" не следует понимать как в предыдущем. В 1755 году царствовала Елизавета Петровна и обращение идет к ...
    6. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Жизнь и творчество Фонвизина до 80-х годов
    Входимость: 3. Размер: 41кб.
    Часть текста: ученикам процесс развития литературной деятельности художника слова, мы рекомендуем учителю вначале рассказать о жизни и творчестве Фонвизина до 80-х годов, затем дать подробный идейно-художественный анализ «Недоросля» и, наконец, познакомить школьников с последними годами жизненного и творческого пути драматурга. Точная дата рождения Дениса Ивановича Фонвизина неизвестна. Предполагают, что он родился в 1745 году. Родители его происходили из старинной дворянской семьи. Отец Фонвизина, Иван Андреевич, был военным человеком, но затем перешел на гражданскую службу. Он имел прямой характер, отличался неподкупностью, которую сумел сохранить и в положении чиновника. В автобиографии «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Фонвизин с большой теплотой вспоминает о своих родителях. Он восхищается высокими моральными качествами отца, а о матери говорит, что она «... имела разум тонкий и душевными очами видела далеко. Сердце ее было сострадательно и никакой злобы в себе не вмещало: жена была добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная». Детство будущего писателя прошло в родной, дружной семье, которая жила в Москве. Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне. Начало учения Фонвизина совпало с большими событиями в истории русской культуры: в 1755 г. в Москве открылся первый русский университет, создание которого было связано с деятельностью великого русского патриота Ломоносова; его влияние постоянно чувствовали и студенты и профессоры. Ломоносов глубоко верил в то, «... что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Только что открытый университет и должен был готовить людей, которым предстояла грандиозная работа по развитию просвещения в России. Для подготовки юношества к поступлению в Университет при нем была организована гимназия, в нее и был принят Фонвизин вместе со своим братом Павлом. Фонвизин с благодарностью ...
    7. Письма из первого заграничного путешествия (1762—1763). К М. И. Воронцову
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    Часть текста: Письма из первого заграничного путешествия (1762—1763). К М. И. Воронцову К М. И. ВОРОНЦОВУ Митава, 20 декабря 1762. Сиятельнейший граф, милостивый государь! Имею честь донести вашему сиятельству, что 29 декабря приехал я в Митаву благополучно и с глубочайшим почтением пребываю вашего сиятельства нижайший слуга... Примечания I ПИСЬМА ИЗ ПЕРВОГО ЗАГРАНИЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (1762—1763) М. И. ВОРОНЦОВУ и А. М. ГОЛИЦЫНУ Вскоре после зачисления в Иностранную коллегию Фонвизин был отправлен за границу с официальным поручением для передачи герцогини Мекленбург-Шверинской ордена, которым она была награждена русской императрицей. Письма носят отчетливо служебный характер. Из Гамбурга вместе с послом Мусиным-Пушкиным Фонвизин отравился в Шверин. Письма печатаются впервые.
    8. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: А. Вяземский ЧУДАКИ Еще не один раз придется нам повторить слово "странный", говоря о восемнадцатом веке. С одной из олицетворенных странностей начнем и эту главу. Юный Денис Иванович, едва ступив за порог университета, повстречался с человеком, влиятельность, склонности и самый нрав котрого на несколько ближайших лет прочно определят жизнь Фонвизина, да и заложат, пожалуй, некоторые основы его характера. Во всяком случае, литературного. Человек этот - Иван Перфильевич Елагин, относившийся к кругу знатнейших екатерининских вельмож, чье имя сегодня находится на общем слуху более из-за петербургского острова, одно время ему принадлежавшего и посейчас сохранившего в своем названии память о бывшем владельце. В пору, когда с ним сблизился молодой Фонвизин, Иван Перфильевич - вице-президент Главной дворцовой канцелярии. В скором времени - статс-секретарь и директор театров. Ко всему - писатель. И вдобавок один из знаменитых санкт-петербургских чудаков. Личность прелюбопытная. И - по-своему обыкновенная: наш восемнадцатый век вообще век чудаков и чудачеств. Отчего так? Что же, чудаки взяли вдруг да и полезли, как грибы после теплого ливня? Если да, то уж, скорее, после ледяного. Читая сборники исторических анекдотов, как раз и высматривающих курьезы и раритеты, замечаешь: в первом тридцатилетии века в них один главный персонаж, одно средоточие странностей. Разумеется, царь Петр. Он -...
    9. Повествование мнимого глухого и немого
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: себя и ни на кого особенно не походит, а все вообще как будто из одной формы вылиты представляются. Моя философия стремится только познавать сердца человеческие; не течения звезд я следую, не систему мира проникнуть желаю, не с Эйлером теряюсь в раздроблении бесконечных малостей, — движение добродетельных душ и действия благородных сердец познавать стараюсь. Не быв цензором, желал бы, однако, слабости людские исправлять и пороки в омерзение приводить, но вы удобнее способом издания книги вашей то исполнить можете; почему я только вас прошу к присылаемым от меня характерам свои примечания, заключения и нравоучительные доводы прибавлять и с снисхождением прочесть нижеследующее. Отец мой, добродетельнейший из смертных, коего потерю я оплакивать не престану, претерпев в течение службы своей многие обиды, досады и несправедливости, от сродственников же, друзей и покровителей также быв обманут, предан и наконец оставлен, вел большую часть последних своих дней в уединении; и как из благотворительной его души исторгнуть не могли любви его к человеческому роду, то обратилось его внимание на нас (как он называл), рожденных своих друзей....
    10. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Вступление к изучению творчества Фонвизина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: борьбы крестьян против помещиков; как писатель Фонвизин формировался в то время, когда определялись основные черты русской национальной литературы. Творчество Фонвизина во всем своем многообразии может быть глубоко понято, если оно будет воспринято в многочисленных связях с русской действительностью той эпохи, в которую жил автор «Недоросля». Чтобы ученики овладели идейным богатством этой комедии, увидели ее сатирический блеск, особенности языка, учитель рассказывает им в классе о жизни крепостного крестьянина, о развитии общественной борьбы в 60—80-е гг., о художественной разработке крестьянской темы в литературе, о глубоких традициях русской сатиры, о тенденциях развития литературного языка. Школьники узнают от учителя, что в России того времени не было единой культуры, не было и единого потока в развитии литературы. В ней четко обозначались две линии: прогрессивная литература с явно выраженной демократической направленностью и реакционная литература, поставленная на защиту правительственной политики. Эти цели и определяют содержание вступительных уроков, которые, примерно, могут быть проведены по такому плану: 1. Самодержавно-крепостнический режим в России в царствование Екатерины II. 2. Общественно-политическая борьба в последней трети XVIII века. 3. Художественное творчество народа и его публицистика. 4. Идейно-художественное богатство прогрессивной литературы, а) Патриотические и антикрепостнические идеи. б) Расцвет сатиры и развитие реалистических начал, в) Многообразие жанров, сближение...