• Приглашаем посетить наш сайт
    Арцыбашев (artsybashev.lit-info.ru)
  • Cлово "УМ"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  

    Варианты слова: УМА, УМОМ, УМЕ, УМЫ

    1. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 3.
    Входимость: 16. Размер: 62кб.
    2. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 1.
    Входимость: 14. Размер: 50кб.
    3. Опыт Российского сословника
    Входимость: 12. Размер: 29кб.
    4. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 2.
    Входимость: 11. Размер: 51кб.
    5. Недоросль. Действие 4.
    Входимость: 11. Размер: 32кб.
    6. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 23.
    Входимость: 10. Размер: 40кб.
    7. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 7.
    Входимость: 9. Размер: 52кб.
    8. Письма родных к Фалалею
    Входимость: 8. Размер: 32кб.
    9. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях
    Входимость: 7. Размер: 50кб.
    10. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 6.
    Входимость: 7. Размер: 34кб.
    11. Бригадир. Действие 4.
    Входимость: 7. Размер: 22кб.
    12. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 19.
    Входимость: 7. Размер: 41кб.
    13. Рассуждение о непременных государственных законах
    Входимость: 6. Размер: 36кб.
    14. Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина
    Входимость: 6. Размер: 100кб.
    15. Ключевской В.О.: Недоросль Фонвизина
    Входимость: 6. Размер: 85кб.
    16. Письма из второго заграничного путешествия (1777-1778). К П. И. Панину
    Входимость: 6. Размер: 80кб.
    17. Друг честных людей, или Стародум
    Входимость: 6. Размер: 76кб.
    18. Корион
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    19. Бригадир. Действие 3.
    Входимость: 6. Размер: 19кб.
    20. Бригадир
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    21. Рассуждения о национальном любочестии
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    22. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 4.
    Входимость: 5. Размер: 27кб.
    23. Каллисфен
    Входимость: 5. Размер: 22кб.
    24. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 8.
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    25. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 15.
    Входимость: 5. Размер: 34кб.
    26. Бригадир. Действие 2.
    Входимость: 5. Размер: 19кб.
    27. Недоросль. Действие 3.
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    28. Жизнь графа Никиты Ивановича Панина
    Входимость: 5. Размер: 27кб.
    29. Челобитная российской Минерве от российских писателей
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    30. Макогоненко Г.П.: История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства
    Входимость: 4. Размер: 96кб.
    31. Письма из второго заграничного путешествия (1777-1778). К родным
    Входимость: 4. Размер: 86кб.
    32. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 9.
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    33. Стенник Ю.: Сатиры смелой властелин
    Входимость: 4. Размер: 48кб.
    34. Выбор гувернера. Действие 3.
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    35. Примечания на критику "Опыта Российского сословника"
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    36. Письма из третьего заграничного путешествия (1784—1785). К родным
    Входимость: 4. Размер: 106кб.
    37. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 25.
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    38. Чернышевский Н.Г.: О "Бригадире" Фонвизина
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    39. Недоросль. Действие 5.
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    40. К уму моему
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    41. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 14.
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    42. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 5.
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    43. Иосиф. Песнь 5.
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    44. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 21.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    45. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Творческие традиции Фонвизина
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    46. Письма дяди к племяннику
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    47. Недоросль. Действие 2.
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    48. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    49. Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    50. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 24.
    Входимость: 2. Размер: 37кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 3.
    Входимость: 16. Размер: 62кб.
    Часть текста: до полной зрелости. Вместе с тем это время захватывает один из интереснейших периодов русской истории - первую половину царствования Екатерины II, выразителем идей которой является сам Фонвизин в своей знаменитой комедии. Как в "Бригадире", так и в "Недоросле" Фонвизин представил "во весь рост" типы ему современные, живые "подлинники", но они жили до него и продолжали жить еще долго после - это типы вековые, патриархальные. Фонвизин писал из-за границы Булгакову: "Не докучаю Вам описанием нашего вояжа, скажу только, что он доказал мне истину пословицы: "Славны бубны за горами". Если здесь прежде нас жить начали, то по крайней мере мы, начиная жить, можем дать себе такую форму, какую хотим, и избегнуть тех неудобств и зол, которые здесь вкоренились. Nous commencons et ils finissent. [ Мы начинаем, а они заканчивают (фр.) ] Я думаю, что тот, кто родится, посчастливее того, кто умирает". Так оптимистически смотрел автор на будущее. Время разрушило скоро эту иллюзию, навеянную блестящим началом царствования Екатерины. Вернувшись домой, Фонвизин скоро стал менее уверенным; по крайней мере можно думать, что он знал, о чем...
    2. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 1.
    Входимость: 14. Размер: 50кб.
    Часть текста: во время войны с Ливонией, был взят в плен барон Петр Фонвизин, потомки которого скоро обрусели. Отец знаменитого нашего автора, Иван Андреевич Фонвизин, служил в ревизион-коллегии и имел дом в Москве, недалеко от основанного тогда университета. По словам сына, отец был человек большого здравого рассудка, "но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя ученьем". Однако он читал все русские книги, особенно любил историю древнюю и римскую, "Мнения Цицероновы" и переводы нравоучительных книг, словом, старался исчерпать литературу эпохи Петра I и был одним из тех, которые ревностно шли и вели своих детей по пути, указанному великим преобразователем. Служба отца, его характер и семейная жизнь - все свидетельствует о том, что и прошлый век, который привыкли считать вконец испорченным, сохранял свои здоровые элементы. Отец Фонвизина краснел, когда при нем кто-нибудь говорил ложь. В те времена, когда лихоимство не преследовалось ни судом, ни даже общественным мнением, когда отец учил сына подбирать к одному делу два указа, смотря по количеству "документов", положенных под сукно, когда виноватый платил за вину, а правый - за правду и "все довольны были", когда решить дело за одно жалованье, по мнению Советника, было "против натуры человеческой",- в те времена, повторяем, отец Фонвизина никогда не принимал подарков: "Государь мой,- говаривал он просителю,- сахарная голова не есть резон для обвинения вашего соперника, извольте отнести ее назад, а принести законное доказательство вашего права". Отец был женат два раза, и жизнь в семье была всегда мирная. Первую женитьбу...
    3. Опыт Российского сословника
    Входимость: 12. Размер: 29кб.
    Часть текста: обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого; нередко бывает он заматерел в своих привычках. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена. Обманывать, проманиватъ, проводить Все сии слова значат ложь представлять истиною. Обманывают те, кои умышленно облекают ложь всею наружностию правды. Проманиватъ есть не делать обещаемого, питая тщетною надеждою; проводить значит брать притворно участие в чью-нибудь - пользу, действуя во вред.  Кто не любит истины, тот часто обманут бывает. Проманивать есть больших бояр искусство. Стряпчие обыкновенно проводят челобитчиков. Чувство, чувствование, чувственность, чувствительность, ощущение Чувства суть способности, коими животное приемлет впечатления внешних вещей; чувствованиями называются душевные движения и страсти; чувственность есть прилепление к удовольствиям чувств своих; чувствительность есть качество, коим тело или душа стремительно проницаются; ощущение есть то самое впечатление, которое душа от внешних вещей приемлет. Счастлив, кто в старости сохраняет все свои чувства. Благороден, кто имеет великодушные чувствования. Благоразумный всего своего удовольствия в одной чувственности не полагает; честный человек принимает с особливою чувствительностию все, что честь его трогает; дурная музыка и всякое дурное действие производят в нас неприятное ощущение. Робкий, трусливый Робкий бежит назад, трусливый нейдет вперед; робкий не защищается, трусливый не нападает. Нельзя надеяться ни на сопротивление робкого, ни на помощь трусливого. Основать, учредить, установить, устроить Основать значит положить чему-нибудь прочное начало; учредить значит привести вещи в такой порядок, чтоб каждая была на своей чреде; установить есть не что иное, как определить уставы или правила, по коим в деле следовать; устроить разумеется распорядить вещи так стройно, чтоб развращение до них не прикоснулось. В России Екатерина II основала общество...
    4. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 2.
    Входимость: 11. Размер: 51кб.
    Часть текста: автору книгами. Фонвизин был рад этому, надеясь иметь книги, нужные ему для дальнейших занятий по изучению литературы. Книгопродавец сдержал слово и книги на условленную сумму (50 руб.) выдал."Но какие книги!" - восклицает автор в своем "Признании". "Он, видя меня в летах бурных страстей, отобрал для меня целое собрание книг соблазнительных, украшенных скверными эстампами, кои развратили мое воображение и возмутили душу мою. И кто знает, не от сего ли времени начала скапливаться та болезнь, которою я столько лет стражду". Из писем его к сестре мы знаем, что жизнь его не была спокойной и тихой жизнью литературного труженика. Он не раз увлекался, начиная с той девушки, о которой говорил, что она "умом была в матушку", послужившую, в свою очередь, прообразом Бригадирши. Он привязался к ней, но поводом к привязанности "была одна разность полов, ибо в другое влюбиться было не во что". Вместе с тем Фонвизин способен был и к увлечению другого рода, чисто платоническому. В Москве же он познакомился с одним полковником, жена которого страдала от легкомыслия своего супруга. Ее положение возбудило искреннее сострадание его, и мы видим здесь дружбу чистую и редкую даже в наше время между мужчиной и женщиной. Частое посещение дома полковника обратило на себя внимание общества, и клеветники толковали его визиты по-своему, но Фонвизин утверждает "честью и совестью", что кроме нелицемерного дружества не питали они других чувств друг к другу. Другого рода чувство возбудила в нем сестра полковницы. Страсть к ней, говорит он, "была основана на почтении, а не на разности полов". Фонвизин женился впоследствии на другой, но в сердце он сохранял память о возлюбленной в течение всей своей жизни. Почему он на ней не женился, несмотря на признание в вечной любви и с ее стороны, Фонвизин не поясняет. В 1769 ...
    5. Недоросль. Действие 4.
    Входимость: 11. Размер: 32кб.
    Часть текста: ЧЕТВЕРТОЕ ЯВЛЕНИЕ I Софья. Софья (одна, глядя на часы). Дядюшка скоро должен вытти. (Садясь.) Я его здесь подожду. (Вынимает книжку и прочитав несколько.) Это правда. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Прочитав опять несколько.) Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью. (Прочитав еще несколько, взглянула и, увидев Стародума, к нему подбегает.) ЯВЛЕНИЕ II Софья и Стародум. Стародум. А! ты уже здесь, друг мой сердечный! Софья. Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку. Стародум. Какую? Софья. Французскую. Фенелона, о воспитании девиц. Стародум. Фенелона? Автора Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель. Сядем. (Оба сели.) Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно. Софья. Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться. Стародум. Мне приятно расположение души твоей. С радостью подам тебе мои советы. Слушай меня с таким вниманием, с какою...

    © 2000- NIV