• Приглашаем посетить наш сайт
    Соллогуб (sollogub.lit-info.ru)
  • Cлово "РУССКИЙ"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  

    Варианты слова: РУССКИЕ, РУССКОГО, РУССКИХ, РУССКОЙ

    1. Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина
    Входимость: 98. Размер: 100кб.
    2. Ключевской В.О.: Недоросль Фонвизина
    Входимость: 65. Размер: 85кб.
    3. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Творческие традиции Фонвизина
    Входимость: 38. Размер: 25кб.
    4. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Жизнь и творчество Фонвизина до 80-х годов
    Входимость: 30. Размер: 41кб.
    5. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Вступление к изучению творчества Фонвизина
    Входимость: 29. Размер: 32кб.
    6. Дружинин П.А.: Князь А.Б. Куракин - переводчик Фонвизина
    Входимость: 29. Размер: 31кб.
    7. Стенник Ю.: Сатиры смелой властелин
    Входимость: 28. Размер: 48кб.
    8. Макогоненко Г.П.: История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства
    Входимость: 27. Размер: 96кб.
    9. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 15.
    Входимость: 22. Размер: 34кб.
    10. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Комедия Фонвизина "Недоросль"
    Входимость: 21. Размер: 71кб.
    11. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 3.
    Входимость: 20. Размер: 62кб.
    12. Назаренко М.И.: Типы и прототипы в комедии "Недоросль"
    Входимость: 19. Размер: 30кб.
    13. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 7.
    Входимость: 19. Размер: 52кб.
    14. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 1.
    Входимость: 15. Размер: 50кб.
    15. Бороздин А.: Д. И. Фонвизин - краткая справка
    Входимость: 14. Размер: 14кб.
    16. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 3.
    Входимость: 13. Размер: 30кб.
    17. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 8.
    Входимость: 13. Размер: 26кб.
    18. Белинский: Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина и "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" сочинение М. Загоскина
    Входимость: 13. Размер: 42кб.
    19. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 20.
    Входимость: 13. Размер: 39кб.
    20. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 9.
    Входимость: 12. Размер: 40кб.
    21. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 2.
    Входимость: 12. Размер: 51кб.
    22. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 21.
    Входимость: 11. Размер: 29кб.
    23. Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию
    Входимость: 11. Размер: 33кб.
    24. Письма из второго заграничного путешествия (1777-1778). К родным
    Входимость: 10. Размер: 86кб.
    25. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 4.
    Входимость: 10. Размер: 36кб.
    26. Друг честных людей, или Стародум
    Входимость: 10. Размер: 76кб.
    27. Письма из третьего заграничного путешествия (1784—1785). К родным
    Входимость: 10. Размер: 106кб.
    28. Хексельшнайдер Э.: О первом немецком переводе "Недоросля" Фонвизина
    Входимость: 9. Размер: 12кб.
    29. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 25.
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    30. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях
    Входимость: 8. Размер: 50кб.
    31. Письма из Петербурга и Москвы (1763—1774). К П. И. Панину
    Входимость: 8. Размер: 72кб.
    32. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 6.
    Входимость: 7. Размер: 34кб.
    33. Семен Брилиант: Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 4.
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    34. Жизнь графа Никиты Ивановича Панина
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    35. Бригадир. Действие 3.
    Входимость: 7. Размер: 19кб.
    36. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 5.
    Входимость: 6. Размер: 21кб.
    37. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 2.
    Входимость: 5. Размер: 19кб.
    38. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 24.
    Входимость: 5. Размер: 37кб.
    39. Бригадир. Действие 5.
    Входимость: 5. Размер: 16кб.
    40. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 14.
    Входимость: 5. Размер: 22кб.
    41. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 16.
    Входимость: 5. Размер: 43кб.
    42. Письма из Петербурга и Москвы (1763—1774). К родным
    Входимость: 5. Размер: 79кб.
    43. Опыт модного словаря щегольского наречия
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    44. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 19.
    Входимость: 5. Размер: 41кб.
    45. Письма из второго заграничного путешествия (1777-1778). К Я. И. Булгакову
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    46. Письма и дневники
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    47. В защиту "Начертания" (О плане Российского словаря)
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    48. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 13.
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    49. Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    50. Ст.Рассадин. Фонвизин. Часть 11.
    Входимость: 3. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина
    Входимость: 98. Размер: 100кб.
    Часть текста: не выяснен до конца воинствующе-просветительский характер его художественных произведений, их место в общественной жизни России в канун появления радищевской революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Пушкин первый указал, что Фонвизин не только «сатиры спелой властелин», но и «друг свободы». Оценка эта относится к 1823 году. Поэт в то время находился в ссылке на юге. Ненавистник рабства, он ждал революции, отлично понимая, что «политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян». Для Пушкина понятия просвещение и свобода — равнозначны. Только благодаря просвещению может быть достигнута свобода. И освобождение будет осуществлено просвещенными дворянами при «единодушии» всех сословий, которые «соединятся» «в желании лучшего» «противу общего зла». Пушкин записал эти мысли в 1822 году в «Заметках по русской истории XVIII века». Тогда же ему открылась благородная и беззаветная деятельность русских писателей-просветителей XVIII столетия. В яростной схватке с екатерининским правлением мужественно погибли Новиков, «рассеявший первые лучи просвещения», Радищев — «рабства враг», Фонвизин — «друг свободы». Их сочинения — художественные и политические, печатные и рукописные — использовались...
    2. Ключевской В.О.: Недоросль Фонвизина
    Входимость: 65. Размер: 85кб.
    Часть текста: за чтением Фенелонова трактата о воспитании девиц, сказал ей: - Хорошо. Я не знаю твоей книжки; однако читай ее, читай! Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Можно ли применить такое суждение к самому Недорослю? Современному воспитателю или воспитательнице трудно уследить за той струей впечатлений, какую вбирают в себя их воспитанники и воспитанницы, читая эту пьесу. Могут ли они с доверчивостью дяди Стародума сказать этим впечатлительным читателям, увидев у них в руках Недоросля: "хорошо, читайте его, читайте; автор, который устами дяди Стародума высказывает такие прекрасные житейские правила, пером своим нравов развращать не может". Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие. Главная цель всех знаний человеческих - благонравие. Эти сентенции повторяются уже более ста лет со времени первого представления Недоросля и хотя имеют вид нравоучений, заимствованных из детской прописи, однако до сих пор не наскучили, не стали приторными наперекор меткому наблюдению того же Стародума, что "всечасное употребление некоторых прекрасных слов так нас с ними знакомит, что, выговаривая их, человек ничего уже не мыслит, ничего не чувствует". Но, кроме прекрасных мыслей и чувств Стародума, Правдина, Срфьи, поучающих прямо своим простым, всем открытым смыслом, в комедии есть еще живые лица с своими страстями, интригами и пороками, которые ставят их в сложные, запутанные положения. Нравственный смысл этих драматических лиц и положений не декламируется громко на сцене, даже не нашептывается из суфлерской будки, а остается за кулисами скрытым режиссером, направляющим ход драмы, слова и...
    3. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Творческие традиции Фонвизина
    Входимость: 38. Размер: 25кб.
    Часть текста: представляющие своеобразные вариации комедии «Недоросль». Укажем, например, пьесу Кропотова «Фомушка, бабушкин внучек», пьесу Плавильщикова «Сговор Кутейкина». Однако не этим определялось влияние автора «Недоросля» на русскую литературу. Фонвизин как писатель был подготовлен развитием русской литературы, но как большой художник он не только воспользовался итогами развития национального искусства, но своей творческой работой определил новый этап его роста. Высокие гражданские идеи, стремление к глубокому и правдивому воспроизведению жизни, новаторство в области формы, политическая острота сатиры, разнообразие его приемов, обращение к разговорному языку, внимание к устному народному творчеству — именно эти черты творчества Фонвизина как дар крупного художника вошли в сокровищницу нашей литературы. Верно сказал Герцен о значении для русской литературы творчества Фонвизина, первого автора, «... в писаниях которого прорезывался демонический принцип сарказма и негодования, — принцип, который должен был с тех пор пройти через всю русскую литературу и стать в ней господствующим». Антикрепостническая направленность художественных и публицистических произведений Фонвизина, их патриотический пафос были близки Радищеву, который свой гневный протест против самодержавия и крепостного права связал с революционными идеями. Фонвизин был близок Радищеву и своим стремлением реалистически изобразить жизнь народа. Вслед за Фонвизиным и Крылов осудил крепостнический режим, низкопоклонство дворян перед западной культурой, взяточничество чиновников. Некоторые мотивы из...
    4. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Жизнь и творчество Фонвизина до 80-х годов
    Входимость: 30. Размер: 41кб.
    Часть текста: подробный идейно-художественный анализ «Недоросля» и, наконец, познакомить школьников с последними годами жизненного и творческого пути драматурга. Точная дата рождения Дениса Ивановича Фонвизина неизвестна. Предполагают, что он родился в 1745 году. Родители его происходили из старинной дворянской семьи. Отец Фонвизина, Иван Андреевич, был военным человеком, но затем перешел на гражданскую службу. Он имел прямой характер, отличался неподкупностью, которую сумел сохранить и в положении чиновника. В автобиографии «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Фонвизин с большой теплотой вспоминает о своих родителях. Он восхищается высокими моральными качествами отца, а о матери говорит, что она «... имела разум тонкий и душевными очами видела далеко. Сердце ее было сострадательно и никакой злобы в себе не вмещало: жена была добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная». Детство будущего писателя прошло в родной, дружной семье, которая жила в Москве. Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне. Начало учения Фонвизина совпало с большими событиями в истории русской культуры: в 1755 г. в Москве открылся первый русский университет, создание которого было связано с деятельностью великого русского патриота Ломоносова; его влияние постоянно чувствовали и студенты и профессоры. Ломоносов глубоко верил в то, «... что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Только что открытый университет и должен был готовить людей, которым предстояла грандиозная работа по развитию просвещения в России. Для подготовки юношества к поступлению в Университет при нем была организована гимназия, в нее и был принят Фонвизин вместе со своим братом Павлом. Фонвизин с благодарностью вспоминает университетскую гимназию: он получил там знания по латыни, немецкому языку, развил «вкус к словесным наукам». Мальчика несколько раз награждали за...
    5. Акулова Е. А.: Фонвизин в школе. Вступление к изучению творчества Фонвизина
    Входимость: 29. Размер: 32кб.
    Часть текста: эпохи, в которую жил автор «Недоросля». Чтобы ученики овладели идейным богатством этой комедии, увидели ее сатирический блеск, особенности языка, учитель рассказывает им в классе о жизни крепостного крестьянина, о развитии общественной борьбы в 60—80-е гг., о художественной разработке крестьянской темы в литературе, о глубоких традициях русской сатиры, о тенденциях развития литературного языка. Школьники узнают от учителя, что в России того времени не было единой культуры, не было и единого потока в развитии литературы. В ней четко обозначались две линии: прогрессивная литература с явно выраженной демократической направленностью и реакционная литература, поставленная на защиту правительственной политики. Эти цели и определяют содержание вступительных уроков, которые, примерно, могут быть проведены по такому плану: 1. Самодержавно-крепостнический режим в России в царствование Екатерины II. 2. Общественно-политическая борьба в последней трети XVIII века. 3. Художественное творчество народа и его публицистика. 4. Идейно-художественное богатство прогрессивной литературы, а) Патриотические и антикрепостнические идеи. б) Расцвет сатиры и развитие реалистических начал, в) Многообразие жанров, сближение языка литературных произведений с живой разговорной речью. 5. Реакционная литература, защищающая самодержавно-крепостническую политику. Для вступительных занятий мы отводим два часа, потому что включаем в них и тему о сатире, которую по школьной программе рекомендуется осветить в обзорной лекции. Мы считаем, что именно перед изучением «Недоросля» вполне уместно дать учащимся хотя бы очень общие сведения о сущности сатиры. Совершенно ясно, что на этом уроке не прозвучат имена всех известных писателей XVIII века, не будут освещены многие историко-литературные события...

    © 2000- NIV